Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Преемственность

Переход из начальной школы на вторую ступень общего среднего образования по праву считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе - один из труднейших периодов школьного образования.     

В соответствии с планом работы учреждения на 2020/2021 учебный год в октябре посещены учебные занятия в 5 классах. Даны рекомендации учителям-предметникам, работающим в 5 классах, классным руководителям 5 классов.

 

                      Преемственность в обучении

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ с ПЕРВОЙ на ВТОРУЮ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учителям-предметникам и классным руководителям:

Внимательно изучить личные дела и характеристики класса и учащихся-выпускников нач.школы совместно с первым учителем.

Строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования при работе с детьми младшего подросткового возраста.

Использовать методы активизации и приемы дифференцированного обучения, способствующие  развитию индивидуальных способностей учащихся.

Соблюдать на уроках оптимальный темп деятельности и уровень научности при подаче учебного материала, создавать ситуации успеха для всех учащихся.

Принимать участие в заседаниях учителей нач.классов с целью анализа содержания программы, преемственности методов и приемов обучения младших подростков, единства требований к знаниям учащихся.

Практиковать проведение уроков-знакомств учителей-предметников в выпускных классах нач.школы и посещение уроков коллег в параллели.

Посещать уроки учителей-предметников учителями нач.классов.

Организовывать коррекционные занятиями с группами учащихся по снижению фона тревожности, возбудимости, агрессии.

Организовывать проведение индивидуальных консультаций психолога и социального педагога с детьми и их родителями по проблемам адаптации к обучению в среднем звене или по возникающим любого рода проблемам и вопросам обучения, поведения и воспитания детей.

Продолжать начатую в нач.школе работу по формированию классного коллектива и самосознания учащихся, используя   активные формы работы с детьми.

 Дополнительная информация:

ПАМЯТКА ПО ПРОВЕРКЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Соблюдение возрастных учебных требований, единства методов и форм обучения и воспитания на уроках и во внеурочное время.

Соблюдение норм и правил санитарно-гигиенического режима.

Система и учет устного и письменного контроля за усвоением программного материала, гуманный подход к оценке знаний учащихся.

Диагностика качества знаний, ее результативность.

Соблюдение орфографического режима:

ведение тетрадей (рабочих, контрольных, по развитию речи);

ведение дневников.

Развитие речи, обогащение словарного запаса на уроках.

Взаимодействие учителей начальной школы, учителей-предметников, классных руководителей в решении проблемы преемственности.

Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для дальнейшего развития и становления личности младшего подростка. 

Рекомендации для родителей по обеспечению успешной адаптации детей при переходе с первой во вторую ступень общего среднего образования

1. Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.

2. Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.

3. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.

4. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.

5. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.

6. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.

7. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.

8. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.

9. Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребенок домой, встречайте его с любовью.

10. Прочтите литературу из рекомендуемого списка. Постоянно обращайтесь к периодическим изданиям, посвященным воспитанию детей, а также следите за новинками литературы.

11. Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

12.У пятиклассника есть потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, он требует серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если дома не предлагают детям средств реализации их чувства взрослости, оно всё равно проявится, но самым невыгодным образом - уверенностью подростка в родительской несправедливости и необъективности.

13. Необходимо оценивать детское творчество, инициативу, самостоятельность, предоставлять возможность выбора.

14. Успешность самореализации тесно связана с общим стилем взаимоотношений в семье. В этом плане очень важно, чтобы родители создавали ситуации, позволяющие проявлять детям инициативу, иметь право на ошибку, на своё мнение, участвовать в совместной деятельности, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу общения.

15. Создать атмосферу доброжелательности, искренности, доверительности, мягкости, оптимизма, дать возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить, строить свои взаимоотношения с детьми с учётом их индивидуальности.

16. Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые - хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная бытовая обстановка, уютное и удобное место для занятий; эмоциональные - проявляйте веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи; культурные - обеспечьте ребёнка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами.

17. Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.

18. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

19. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.

20. Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

21. Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.

Рекомендации классным руководителям и педагогам по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.

Процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребёнка. Однако если лёгкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребёнка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать чёткие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Именно “ориентированность на ошибку”, которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Учителям-предметникам:

1.   Учитывайте трудности адаптационного периода.

2. Не перегружайте учащихся излишними по объему домашними заданиями.

3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

5. На заседаниях МО выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый речевой режим).

6. Развивайте умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

16. Не допускайте педагогического манипулирования.

17. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте обучение без двоек..

18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Классным руководителям 5-х классов:

1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

3. Постоянно поддерживайте контакт с психологом.

4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

5. Совместно с психологом участвуйте в различных адаптационных играх для установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.

6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

09/01/2020 проведено совещание при директоре по теме "Преемственность между первой и второй ступенями обучения общего среднего образования". На совещании присутствовали администрация школы, педагог-психолог, педагог социальный, учителя, работающие в 5-х классах, учителя первой ступени общего среднего образования.

В соответствии с планом работы школы по преемственности между первой и второй ступенями общего среднего образования в ноябре 2018 года организовано взаимопосещение учебных занятий учителями-предметниками и учителями начальной школы.

Проблема преемственности в обучении, воспитании и развитии школьников при переходе с первой на вторую ступень образования во все времена была и остается актуальной и значимой. Ежегодно в рамках преемственности мы проводим ряд мероприятий, , которые позволяют педагогам школы обменяться опытом по данной проблеме.

В октябре 2017/2018 учебного года организовано взаимопосещение учебных занятий в 5-х классах, на которых присутствовали учителя первой ступени.

21 марта 2017 года проведены собрания в 4-х классах с приглашением будущих классных руководителей.

Преемственность на этапах дошкольного и начального школьного образования предусматривает использование различных форм деятельности: изучение учебных программ, взаимный обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирование у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Преемственность  предполагает направленность работы  дошкольного учреждения на требования, предъявляемые школой, и, наоборот, -учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированность нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

На базе ГУО "Ясли-сад №27 г.Мозыря" прошло заседание круглого стола "Формирование связной речи в учреждении дошкольного образования и школе - взаимосвязь и преемственность"