Семинар "Основные компоненты современного урока"
Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В.А. Сухомлинский
С урока начинается образовательный процесс, уроком он заканчивается. В каждом времени было и есть свое понимание урока. Менялись цели и содержание образования, появлялись новые средства и технологии обучения, но урок оставался и остается главной формой обучения.
В настоящее время большинство учителей по-прежнему предпочитает традиционный урок. Это объясняется многими причинами: привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и часто не дающих положительных результатов, кроме дополнительной нагрузки.
Так в чем же отличие современного урока от традиционного?
В любом уроке (традиционном и современном) есть основные компоненты.
- содержательно-целевой – Что и зачем?
- организационно-практический. - Как?
- контрольно-оценочный – Что в итоге?
Давайте сравним по этим компонентам традиционный и современный урок.
табл.
Требования к уроку
|
Традиционный урок
|
Урок современного типа
|
Объявление темы урока
|
Учитель сообщает учащимся
|
Формулируют сами учащиеся
|
Сообщение целей и задач
|
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
|
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
|
Планирование
|
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
|
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
|
Практическая деятельность учащихся
|
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
|
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
|
Осуществление контроля
|
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
|
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
|
Осуществление коррекции
|
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
|
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
|
Оценивание учащихся
|
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
|
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
|
Итог урока
|
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
|
Проводится рефлексия
|
Домашнее задание
|
Учитель объявляет и комментирует
(чаще – задание одно для всех)
|
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
|
В чем главное различие? Они отмечаются, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Традиционное обучение ориентируется в основном на усвоение учащимися требований учебных программ (ЗУН) ученик-ведомый, работает по заданиям учителя, часто выполняет действия не понимая цели этих действий.
Современное общество предъявляет новые требования к школьному образованию. Основная задача – это формирование компетенции (ключевых по Хуторскому). Основное здесь: знания должны определять действия человека, реализовываться в его практической деятельности.
Формирование ключевых компетенций направлено на развитие личности обучающихся, таких качеств и умений, которые в дальнейшем позволят осваивать самостоятельно новые виды деятельности, следовательно, быть успешными в жизни.
И решение этой задачи зависит от учителя, его профессионализма. Сегодня учитель должен учить по-новому. Урок остается по-прежнему основной формой организации учебного процесса, и обязанность учителя так спланировать и продумать организацию урока, что бы его итогом стало осознанное освоение требований учебных программ. И необходимо понимать, что мы должны создавать условия для «выращивания» умений учащихся оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, принимать решение, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.
В нашей школе урок как основная форма организации учебной деятельности нуждается в совершенствовании. Обратим внимание на некоторые параметры оценивания урока:
(критерии):
- Постановка цели деятельности для ученика. Четкая постановка цели определяет направление работы класса, обеспечивает мотивацию деятельности, вносит четкость и обоснованность всех дальнейших действий на уроке.
- Сотрудничество между учащимися развивает коммуникативные навыки школьников, формируют навыки культуры общения, поднимают авторитет знаний, позитивно влияют на развитие речи.
- Самоконтроль дает возможность видеть и анализировать свои ошибки, развивает способность к рефлексии.
- Методы обучения преобладают словесные, реже подключают наглядные. Очень редко практические. Доминирует воздействие, а не взаимодействие. Творческая деятельность реализуется в очень малой степени, не развивается креативность. Такие техники, как постановка проблемного вопроса, мозговой штурм, организация дебатов, комментирование ответов, различные ролевые игры, не являются популярными на наших уроках.
- Современные технологии или их элементы, с которыми хорошо знакомы практически все учителя школы, применяются также неактивно, хотя всем совершенно очевидна их продуктивность.
- Работа с тетрадями обязательна, если тетрадь заведена.
- Наличие плана.
Что мы должны знать, предполагать, учитывать при планировании урока? «Игра»
- При определении триединой задачи урока мы учитываем…
(формулировку темы, требования программы, содержание учебного материала, уровень подготовки учащихся, индивидуальные особенности класса…)
- Развивающие задачи урока обычно предполагают…
(- развитие познавательных процессов – памяти, речи, внимания, мышления…;
- умение применять логические операции – анализ, синтез, сравнение…;
- развитие волевой и эмоциональной сферы)
- Для поддержания внимания учащихся на протяжении всего
урока учителю необходимо…
(приучить себя и учеников мотивировать свою деятельность,
уметь создавать благоприятную эмоционально-психологическую обстановку,
уметь создавать «ситуацию успеха»…)
- Для первичного усвоения знаний необходимо…
( - хорошо обосновать суть изучаемой темы;
- четко определить цели и задачи урока;
- по возможности использовать либо проблемное изложение материала, либо эвристическую беседу;
- по ходу изложения нового материала делать записи, опоры, схемы, зарисовки на доске и в тетради;
- каждый блок информации должен быть обобщен учителем с выделением главного, основного в теме;
- устанавливать обратную связь с учениками, выявляя уровень восприятия материала)
- При закреплении изучаемой темы необходимо…
( - выделить главные положения темы, необходимые для закрепления;
- соблюдать принцип постепенного усложнения материала по схеме – «от репродукции к реконструкции», « от конструирования знаний к творческому применению»;
- дифференциация заданий с учетом уровня учебных достижений учеников;
- развитие различных способов деятельности учащихся;
- обеспечение самоконтроля и самооценки в деятельности учеников)
- Рефлексивная деятельность учителя и ученика на уроке предполагает…
( - анализ процесса и результатов деятельности;
- выделение ошибок и нахождение их причин;
- определение способов исправления ошибок).
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего хочет добиться учитель; затем установление средств достижения цели, что помогает учителю достичь цели, а затем - определение способа достижения цели.
Что же такое цель и когда, какие цели урока должен ставить учитель?
Цель – это предвосхищаемый результат. Поэтому формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достижения.
Поэтому цели урока должны:
- отвечать требованиям учебной программы (выделять главное, существенное)
- быть достигаемыми и реалистичными, чтобы в конце урока можно было проверить, достигнуты ли запланированные результаты.
- иметь границы временные (т.е. рассчитанные на 45 минут урока)
Наиболее эффективной на современном этапе является методика «активной оценки», разработаны практические материалы для реализации модели активной оценки на учебных занятиях: целеполагание для учителя и для ученика, НАШТОБУЗУ, ключевые вопросы, способы осуществления обратной связи, схемы организации самооценки и взаимооценки.
Учебная цель – это заявление о том, что должен знать и уметь ученик к концу урока. Она ориентирована на деятельность
Примеры постановки целей:
«К концу урока я: а) повторю понятие «редактирование текста»; б) научусь загружать текст из файла в оперативную память компьютера, редактировать текст; в) буду знать понятие пустой строки» (информатика, 6 класс)
Цели всегда предполагают оценку результатов их достижения. Мы не всегда доводим до учащихся критерии оценивания ответов. А вот «НАШТОБУЗУ» помогает нацелить учащихся на достижение результата и оценивание работы: на что ученик должен обращать внимание, оценивая свою работу или работу товарища.
Если учащиеся знают, что будет проверяться учителем на уроке, они чувствуют себя более уверенно. Существуют разные виды НАШТОБУЗУ: для уточнения целей урока, для домашней или проверочной работы, для организации парной и групповой работы.
Пример:
Домашнее задание по теме «Правописание -не- с глаголами».
НАШТОБУЗУ
- Выучи правила.
- Спишите предложения с упражнения 176, раскрывая скобки.
- Подчеркните написание -не- с глаголами.
Стратегия активной оценки – не есть что-то принципиально новое в педагогике. Это приведение в систему элементов, приемов, личностно-ориентированного обучения.
Обучение основывается на вопросах: либо кто-то задает вопросы, либо мы сами задаем их сами себе. Без правильно заданных вопросов нет эффективного обучения. Техника активной оценки приводит в систему технику постановки вопросов. Запрудский выделяет следующие виды вопросов
закрытые: предполагают краткие ответы для проверки уровня владения школьного фактического материала и способами решения учебных задач. Ответы есть в учебниках.
открытые: начинаются со слов почему? зачем? каким образом? и прочие. Требуют развернутых ответов, которые позволяют понять, как мыслит ученик.
Греки считали Сократа самым мудрым человеком на земле, хотя он сам считал, что умеет делать хорошо только одно: задавать вопросы, с помощью которых собеседник приходит к истине.
Американский психолог и педагог Бенджамин Глум предложил приём «ромашка Блума» (ромашка вопросов), основанный на таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности: познание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. В «ромашке Блума» шесть типов вопросов: простые, уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические.
Один из компонентов стратегии «активной оценки» - ключевые вопросы. Они затрагивают широкий контекст темы. Эти вопросы активизируют познавательный интерес, привлекают внимание, вызывают дискуссию, создают проблемные ситуации. Они формулируются в начале урока. По форме они необязательно должны иметь вопросный вид. Это может быть проблема, гипотеза, загадка, задание, тезис, ситуация, сказка, коллаж и т.д.
Оценивание в процессе обучения является мощным многоплановым факторам воздействия на ученика. Оценка влияет на мотивацию, ход и успешность деятельности, на формирование самооценки.
При оценивании мы учитываем степень усвоения стандартного набора знаний, причем экстенсивного усвоения (выучил-произвел).
На сегодня этого недостаточно, нам необходимо диагностировать как идет обучение на начальной, промежуточной и конечной стадии; если данные неудовлетворительны, в учебный процесс необходимо внести коррективы.
Для определения уровня усвоения устанавливается ОС. ОС устанавливается с учетом НАШТОБУЗУ и предполагает взаимоконтроль и взаимооценку по определенным критериям, эталонам. При этом учащиеся должны:
- выделить и оценить сильные стороны работы товарища
- отметить, что требует улучшения или дополнительной работы.
- подсказывают, как это можно сделать
- ориентируют, в каком направлении работать дальше.
Виды обратной связи
- ОС учащегося с самим собой
(проверка выполнения работы по эталону)
- ОС учащихся с соседом по парте (обмен работами)
- ОС учителя и ученика (учитель комментирует работу ученика)
Оценочная деятельность педагога не должна быть отдельной частью урока – она должна пронизывать всю его работу. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в процесс оценивания, приобретали навыки и привычку к самооценке и взаимооценке, которые дают широкие возможности для формирования ключевых компетенций, способствуют повышению познавательной активности и вырабатывают у учащихся способность к самоорганизации и саморегуляции и рефлексии.
Заключительный этап урока – рефлексия и подведение итогов.
Еще один момент современного урока – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность. Сегодня учитель – это организатор учебной деятельности ученика, поэтому при планировании урока важно предусмотреть не только свою деятельность, но и деятельность ученика на каждом этапе урока.+
Необходимо постоянно работать над повышением своего методического мастерства, а для этого постоянно читать методическую, педагогическую литературу, формировать банк эффективных приемов и методов обучения (кластер, инсерт, ЛСМ) изучать современные педтехнологии ИКТ, программированное обучение и др.
«Правильно организованный урок предполагает творческую совместную деятельность учителя и ученика по достижению образовательных целей, и результатом такой деятельности является переход урока из образовательной формы в форму самообразования».
С.И.Гессен
раскрыть » / « свернуть